Участие общественности в выработке политики, касающейся СОЗ

В некоторых странах НПО с особым опытом работы в области химической безопасности появились в 1970-х – 1980-х годах. Сеть действий против пестицидов (PAN) образовалась именно в эти годы. Однако в 1990-х годах, частично в результате переговоров и принятия трех химических конвенций и других международных инициатив, химическая безопасность стала все более важной и осознаваемой проблемой во многих развивающихся странах.

Международные экологические организации, такие как Гринпис и другие, проводили по ходу переговорного процесса активные кампании во многих развивающихся странах по вопросам торговли отходами и СОЗ, что выразилось в результате в принятие Базельской и Стокгольмской конвенций. Делая это, экологические организации стимулировали повышение информированности и вовлечение местных НПО, работающих в области здоровья и охраны окружающей среды, во многих странах, и положили начало созданию новых глобальных сетей. Охрана здоровья без ущерба (HCWH); Международная сеть по ликвидации СОЗ (IPEN); Глобальный альянс против сжигания отходов (GAIA); Базельская сеть действий (BAN) и другие сети возникли в этом контексте. Вместе с PAN эти сети помогали распространять знания и экспертизу и продвигали активность гражданского общества во имя выполнения целей химической безопасности во многих развивающихся странах. И вместе с ростом и распространением этой активности сети НПО становились крепче и более влиятельными.

В различных международных соглашениях участие общественности закреплено как основополагающий принцип. Общественность и все заинтересованные группы должны иметь возможность участвовать в выработке политики, касающейся СОЗ, планировании программ, разработке законодательства, анализе документации и данных, а также принятии решений по вопросам местного значения, связанным с СОЗ.

Стокгольмская конвенция стала образцом для других международных экологических соглашений с точки зрения требований по предоставлению информации и повышению уровня осведомленности населения. В главе 9 Конвенции подчеркивается, что «информация, касающаяся вопросов здоровья и безопасности человека и окружающей среды, не рассматривается в качестве конфиденциальной». Это означает, что подобная информация должна предоставляться общественности по ее первому требованию.

За последние годы общественные организации стран ВЕКЦА накопили огромный опыт в информировании общественности о Стокгольмской конвенции. Подготовлены аналитические обзоры и публикации, благодаря которым общественность обладает  информацией о том, что делается в  регионе и  других странах мира в области выполнения требований Стокгольмской конвенции. Государственным органам стран ВЕКЦА необходимо четко следовать требованиям Конвенции и проводить регулярные встречи с представителями организаций гражданского общества, с целью предоставления и обмена информацией о СОЗ. НПО помогут широко распространить полученную информацию.

Подпункт d) пункта 1 статьи 10 Стокгольмской конвенции содержит призыв к каждой из Сторон в рамках своих возможностей содействовать и способствовать участию общественности в решении вопросов, касающихся СОЗ и их последствий для здоровья человека и окружающей среды, а также в деле выработки соответствующих мер реагирования, включая создание возможностей для обеспечения на национальном уровне вклада в реализацию Конвенции. Правительство любой страны, планирующее ввести в действие новые или пересмотренные правила или директивы, касающиеся СОЗ, должно предусмотреть открытую процедуру, позволяющую запросить мнения по этому поводу у любых заинтересованных лиц и групп.  Это предполагает опубликование в общедоступных средствах массовой информации, размещение в Интернете или непосредственную рассылку всем желающим предложений представить свои соображения. При этом особое внимание рекомендуется уделять группам граждан, проявляющих интерес к данной теме; местным общественным организациям, в том числе экологического профиля (по вопросам местного значения); представителям наиболее уязвимых групп населения (таких, как женщины, дети и наименее образованные слои); общественным экологическим организациям регионального, национального или глобального уровня и др.

Процесс участия общественности может состоять из нескольких этапов.  Консультации с соответствующими группами могут проводиться перед рассмотрением вопроса о любых изменениях или программах, в процессе выработки политики и после составления проекта каждого программного документа.

Статьи и материалы

Инициативы общественности стран ВЕКЦА для достижения Цели 2020 года «Будущее без токсичных веществ!»