Стратегический подход к международному регулированию химических веществ еств

В 2006 году правительства и заинтересованные группы одобрили новую глобальную политику и стратегию, получившие название Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ).[1] Цель Стратегического подхода – изменить то, как производятся и используются химические вещества, чтобы минимизировать вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

СПМРХВ был принят консенсусом министрами окружающей среды, здравоохранения и другими делегатами из более чем ста правительств, принимавших участие в первой Международной конференции по регулированию химических веществ (МКРХВ-1), которая прошла в Дубаи в феврале 2006 года. Конференция была организована Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) при активной поддержке со стороны Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и других международных организаций, имеющих программы, связанные с химическими веществами.[2]

Неправительственные организации, занимающиеся вопросами защиты общественного здоровья и окружающей среды (НПО), из всех регионов мира также принимали участие в МКРХВ-1 и в предшествующих ей подготовительных встречах. Участвовали также представители международных федераций профсоюзов, производителей пестицидов, металлургической и горнодобывающей промышленности. В конце все участники Конференции присоединились к представителям правительств и международных организаций и одобрили СПМРХВ на основе консенсуса. СПМРХВ не является юридически обязательным соглашением. Однако он представляет собой глобальное политическое обязательство со стороны правительств и других сторон, в котором признается ущерб, наносимый здоровью людей и окружающей среды воздействием химических веществ, и дается обещание[3] проводить эффективные действия для реформирования того, как производятся и используются химические вещества, чтобы минимизировать наносимый ущерб.

Обязательство добиться химической безопасности

Принимая СПМРХВ, правительства и другие участники МКРХВ согласились с тем, что необходимы улучшенные меры для предотвращения опасного воздействия химических веществ на здоровье детей, беременных женщин, населения фертильного возраста, пожилых, бедных, рабочих и других уязвимых групп и чувствительной окружающей среды. Они отметили, что некоторый прогресс в регулировании химических веществ был достигнут, но заявили, что этот прогресс был не достаточен на глобальном уровне, и что окружающая среда во всем мире продолжает страдать от загрязнения воздуха, воды и почвы, что ухудшает здоровье и благосостояние миллионов людей.

Участники МКРХВ согласились с тем, что общая цель СПМРХВ – «достичь обоснованного регулирования химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла с тем, чтобы к 2020 году химикаты использовались и производились так, чтобы приводить к минимизации существенного отрицательного воздействия на здоровье людей и окружающую среду». Они заявили о своей четкой приверженности Стратегическому подходу и его осуществлению и обязались работать с гражданским обществом и другими заинтересованными группами в духе солидарности и партнерства для достижения химической безопасности и тем самым помочь в борьбе с бедностью, защите уязвимых групп и приоретизации  общественного здоровья и безопасности человека.

Участники МКРХВ согласились с тем, что необходимость действий усиливается широким спектром озабоченности вопросами химической безопасности, включая недостаток потенциала для регулирования химикатов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой; зависимость от пестицидов в сельском хозяйстве; воздействие опасных химикатов на рабочих; и озабоченность вопросами долгосрочного воздействия химикатов на здоровье. Конференция признала, что глобальное производство, торговля и использование химикатов растут быстрыми темпами, и согласилась с тем, что подобная ситуация особенно серьезно сказывается на развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Участники конференции также согласились с тем, что обоснованное регулирование химических веществ существенно для стран на всех уровнях развития, и что срочно необходимы фундаментальные изменения в том, как общества регулируют химические вещества.

Сфера охвата СПМРХВ

Как детально описано в Общепрограммной политической стратегии, СПМРХВ имеет широкую сферу охвата. Он представляет собой обязательство, принятое правительствами мира, по достижению во всех странах рационального регулирования химических веществ с тем, чтобы воздействие как сельскохозяйственных, так и промышленных химикатов не причиняло бы больше существенного вреда здоровью людей и окружающей среде. СПМРХВ рассматривает не только синтетические химические вещества, но также токсичные металлы такие, как свинец, кадмий и ртуть.

СПМРХВ рассматривает обоснованное регулирование химических веществ на всех стадиях их жизненного цикла. Он полагает начало национальным и глобальным реформам того, как производятся и используются синтетические химические вещества, включая перечень возможных мер по запрещению, постепенной ликвидации или ограничению производства и использования химикатов, вызывающих наибольшую обеспокоенность. Его осуществление должно создать механизмы, которые гарантируют, что рабочие, фермеры и общественность не будут больше страдать от проблем со здоровьем и заболеваний, и умирать в результате воздействия химических веществ на рабочем месте или на окружающую среду.

Правильное выполнение СПМРХВ будет продвигать практику. которая избегает или минимизирует образование опасных отходов, а также политику, которая требует рационального обращения с любыми образующимися опасными отходами.

Дополнительно СПМРХВ рассматривает потенциал для ущерба от химических веществ, содержащихся в товарах. Он предлагает запретить потребительские товары, если воздействие химических веществ, входящих в их состав, может приводить к существенным негативным последствия для здоровья. Осуществление СПМРХВ также рассматривает необходимость обоснованного регулирования бытовых и промышленных отходов. Это связано с тем, что большинство современных потребительских товаров содержит химические компоненты, такие как полимеры (пластик), добавки, красители или токсичные металлы. Когда такие товары становятся отходами, эти компоненты могут внести вклад в серьезное токсичное загрязнение, если отходы регулируются неправильно.

И наконец, охват СПМРХВ включает все аспекты химической безопасности, а именно,  экологические, экономические, социальные, трудовые аспекты и аспекты здоровья. СПМРХВ представляет собой амбициозное глобальное усилие с очень широким охватом.

Цели СПМРХВ

Общая цель Стратегического подхода – достичь обоснованного регулирования химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла таким образом, чтобы к 2020 году использование и производство химикатов привело бы к минимизации существенного негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Для достижения этой общей цели СПМРХВ установил пять вспомогательных целей под следующими заголовками:

  • Уменьшение рисков
  • Знания и информация
  • Управление
  • Создание потенциала и техническое сотрудничество
  • Нелегальный международный оборот

Цели СПМРХВ по уменьшению рисков

На языке СПМРХВ все виды деятельности по защите здоровья людей и окружающей среды от воздействия химических веществ называются «деятельность по уменьшению рисков». Цели СПМРХВ по уменьшению рисков включают следующее:

  • Когда общество принимает решения, связанные с потенциально опасными химическими веществами, следует учитывать потребности людей и экосистем и их защиту, особенно тех, которые наиболее уязвимы или особенно подвергаются воздействию химических веществ.
  • Стратегии по регулированию рисков должны осуществляться транспарентно, комплексно, эффективно и действенно и должны основываться на соответствующем научном понимании последствий для здоровья человека и окружающей среды и надлежащего социально-экономического анализа. Целью этих стратегий должно быть достижение предотвращения загрязнения, уменьшение и устранение рисков.
  • К 2020 году химические вещества, вызывающие неразумные и иным образом нерегулируемые риски для здоровья человека и окружающей среды, не должны больше производиться. Использование химических веществ, приводящее к такому риску, не должно больше применяться для этих целей.
  • Группы химических веществ, которые могут быть выделены в качестве приоритетных для проведения оценки и соответствующих исследований, включают:  стойкие, способные к бионакоплению и токсичные вещества (СБТ);  весьма стойкие и способные к бионакоплению в очень больших количествах химические вещества;  вещества, обладающие канцерогенными или мутагенными свойствами, или вещества, оказывающие пагубное воздействие, в частности на репродуктивную, эндокринную, иммунную или нервную системы;  стойкие органические загрязнители (СОЗ);  ртуть и другие химические вещества, которые являются предметом обеспокоенности в глобальном масштабе;  химические вещества, производимые или используемые в больших объемах;  те вещества, виды применения которых предполагают их широкое использование в условиях дисперсии;  а также другие химические вещества, вызывающие обеспокоенность на национальном уровне.
  • Виды деятельности по снижению рисков должны применять принцип предосторожности и отдавать приоритет применению превентивных мер, таких как предотвращение загрязнения. Должны развиваться, продвигаться и поддерживаться экологически обоснованные и безопасные альтернативы. Они должны включать чистое производство, информированное замещение химических веществ, вызывающих особую обеспокоенность, и не химические альтернативы.

Знания и информация

В контексте знаний и информации целями Стратегического подхода являются следующие:

  • Обеспечение того, чтобы знания и информация о химических веществах и регулировании химических веществ были достаточными для их надлежащей оценки и безопасного регулирования на протяжении всего жизненного цикла.
  • Информация о химических веществах должна доступна для всех субъектов деятельности и распространяться на соответствующих языках. Это включает также соответствующую информацию о химикатах в продуктах. Информация о химических веществах должна быть доступна, понятна, адекватна и отвечала потребностям всех заинтересованных групп.Соответствующие виды информации включают воздействие химических веществ на здоровье человека и окружающую среду, присущие им свойства, возможные виды их использования, меры защиты от них и регулирование их использования;
  • Признавая, что национальное законодательство и нормативно-правовые акты иногда требуют защиты конфиденциальной коммерческой и промышленной информации и знаний при распространении информации о химических веществах заинтересованным группам,  информация, связанная со здоровьем и безопасностью человека и окружающей среды не должна рассматриваться как конфиденциальная.
  • Должны быть ускорены темпы научных исследований по выявлению и оценке воздействия химических веществ на людей и окружающую среду. Исследования и разработки должны проводиться с учетом технологий контроля за использованием химических веществ, разработки более безопасных химических веществ и экологически более чистых технологий, равно как с учетом альтернативных вариантов и технологий, не связанных с применением химических веществ;
  • Распространение знаний и информации должно проводиться относительно текущих и планируемых финансовых и иных последствий для устойчивого развития, связанных с нерациональным регулированием соответствующих химических веществ на глобальной основе.

Управление

В отношении руководства цели СПМРХВ включают следующее:

  • Национальные, региональные и международные механизмы, которые используются для достижения обоснованного регулирования химических веществ, должны быть межсекторальными, комплексными, эффективными, действенными, транспарентными, согласованными и всеобъемлющими и должны обеспечивать отчетность.
  • Обоснованное регулирование химических веществ должно поощряться каждым соответствующим сектором правительства. (К соответствующим секторам правителсьтва могут относиться министерства окружающей среды, здравоохранения, сельского хозяйства, труда, промышленности и развития. Кроме того, правительства должны формировать интегрированные программы для обоснованного регулирования химических веществ, которые включают представителей всех соответствующих секторов.
  • Должны усиливаться меры по обеспечению выполнения и осуществления национальных законодательств и подзаконных актов. которые рассматривают регулирование химических веществ. Должны продвигаться соответствующие кодексы поведения, включая те, в которых рассматриваются вопросы корпоративной и социальной ответственности.
  • Таможенные службы в разных странах должны сотрудничать в целях обмена соответствующей информацией, направленной на предотвращение нелегального международного трафика опасных химических продуктов
  • Всем секторам гражданского общества, в особенности, женщинам, рабочим и коренным сообществам, должна быть предоставлена возможность для конструктивного и активного участия в регламентационном и других процессах принятия решений, касающихся обеспечения химической безопасности. Правительства, частный сектор и гражданское общество должны сотрудничать в достижении рационального регулирования химических веществ на национальном, региональном и глобальном уровнях.
  • Обеспечение взаимоусиления между стратегиями в области торговли и окружающей среды.

Повышение потенциала

Цели СПМРХВ по созданию потенциала и техническому сотрудничеству включают следующее:

  • Национальный потенциал для рационального регулирования химических веществ должен наращиваться во всех странах, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Стратегии устойчивого создания потенциала должны быть разработаны и осуществлены, и должно продвигаться сотрудничество между всеми странами.
  • Должны быть разработаны или усилены партнерства и механизмы для технического сотрудничества, включая обеспечение соответствующих чистых технологий.
  • Повышение потенциала для рационального регулирования химических веществ должно быть включено в качестве приоритета в социальные и экономические стратегии развития. Оно должно быть включено в национальные стратегии устойчивого развития, стратегические документы по сокращению бедности и стратегии по оказанию помощи странам. Вопросы, связанные с химическими веществами, должны стать важной частью национальной политики.
  • Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой должны получить помощь и поддержку для соответствующего использования моделей регулирования химических веществ. которые уже созданы другими странами и международными организациями.
  • Доноры, многосторонние организации и другие соответствующие субъекты деятельности должны быть осведомлены относительно актуальности обеспечения химической безопасности для сокращения масштабов нищеты и достижения цели устойчивого развития.

Незаконный международный оборот

Цели СПМРХВ по незаконному международному обороту включают следующее:

  • Должен быть предотвращен незаконный международный оборот токсичных, опасных, запрещенных и строго ограниченных химических веществ. Это включает товары, в состав которых входят такие химикаты, смеси и  соединения, отходы.
  • Выполнение механизмов существующих международных соглашений, рассматривающих вопросы предотвращения незаконного оборота, должно быть усилено на национальном и региональном уровнях .
  • Потенциал развивающихся стран и стран с переходной экономикой по предотвращению и контролю за незаконным международным оборотом должен быть усилен, должен поощряться обмен информацией.

Финансовые соображения СПМРХВ

Дубайская МКРХВ пришла к выводе, что выполнение СПМРХВ должно предусматривать привлечение существующих и новых источников финансовой поддержки для того, чтобы в развивающихся странах, в особенности, в наиболее слабо развитых государствах и малых островных развивающихся странах удалось достичь прогресса в достижении общей цели 2020 года СПМРХВ.

  • На национальном уровне правительства развивающихся стран и стран с переходной экономикой должны получить поддержку в процессе интегрирования целей СПМРХВ в соответствующие национальные программы, планы и стратегии. Они должны провести оценку существующего законодательства, политики и подзаконных актов для того, чтобы выявить изменения, которые могут понадобиться для продвижения выполнения целей СПМРХВ, включая оценку финансовых потребностей. Они должны провести оценку и возможно принять политику, которая может включать экономические инструменты по оказанию помощи для покрытия затрат на рациональное регулирование химических веществ, включая инструменты, призванные интернализировать внешние издержки, связанные с химическими веществами.
  • Выполнение СПМРХВ должно быть интегрировано в цели многостороннего и двустороннего сотрудничества по оказанию помощи в целях развития. Развивающиеся страны могут включить цели выполнения СПМРХВ в соответствующие национальные документы, которые оказывают влияние на сотрудничество в целях развития. Отвечая на эти требования, доноры должны признать, что цели СПМРХВ являются важными элементами двустороннего сотрудничества по оказанию помощи для развития для поддержки устойчивого развития.
  • специализированные организации ООН, фонды и программы и другие международные организации приглашаются к тому, чтобы соответствующим образом учитывать цели Стратегического подхода в своих видах деятельности
  • Для того, чтобы поддержать начальные виды деятельности по созданию потенциала для осуществления СПМРХВ, было достигнуто соглашение создать Программу быстрого старта СПМРХВ. Эта программа содержит добровольный, ограниченный во времени трастовый фонд, она также может включать многостороннюю. двустороннюю и  другие формы сотрудничества.

Вопросы осуществления СПМРХВ и оценка достигнутого прогресса

Дубайская МКРХВ установила институциональные механизмы для поддержки осуществления СПМРХВ и оценки достигнутого прогресса. Было решено следуюшее:

  • Осуществление СПМРХВ должно начаться с этапа обеспечения возможностей для создания необходимого потенциала. Это может включать разработку, при соответствующем участии заинтересованных групп, национального плана выполнения СПМРХВ. Этот план должен принимать во внимание существующее национальное законодательство, национальные профили, планы действий, инициативы заинтересованных групп, пробелы в этих документах, приоритеты, потребности и условия. Должны быть также разработаны Региональные планы выполнения СПМРХВ. последующие фазы выполнения должны фокусироваться на осуществлении конкретных планов действий.
  • Межправительственные организации, международные финансовые институты и субъекты частного сектора призываются поддерживать эти виды деятельности и, исходя из соображений целесообразности, рассмотреть возможность разработки их собственных планов действий. Для поддержки осуществления СПМРХВ необходимо обеспечить партнерские связи между заинтересованными группами.
  • Для постоянного применения комплексного подхода к регулированию химических веществ, каждое правительство должно принять меры для осуществления Стратегического подхода на межведомственной или межучрежденческой основе, с тем чтобы интересы всех соответствующих национальных ведомств и заинтересованных субъектов были учтены и охвачены все основные направления деятельности. Для облегчения взаимодействия на национальном и международном уровнях каждое правительство должно назначить свой национальный координационный центр по Стратегическому подходу, с тем чтобы он выполнял роль эффективного связующего звена в деятельности по вопросам, касающимся Стратегического подхода, включая направление приглашений для участия в совещаниях и распространение информации.
  • МКРХВ будет проводить периодический обзор вопросов Стратегического подхода. Она будет получать доклады от всех соответствующих заинтересованных групп относительно прогресса осуществления Стратегического подхода и проводить оценку выполнения с целью анализа достигнутого прогресса в деле реализации поставленной на 2020 год цели. Она будет принимать стратегические решения, разрабатывать программы, приоритезировать и при необходимости обновлять Стратегический подход. МКРХВ будет проводить оценку положения дел с финансированием осуществления Стратегического подхода и работать для того, чтобы гарантировать доступность необходимых финансовых и технических ресурсов для осуществления СПМРХВ. Она будет также продвигать участие всех заинтересованных групп в осуществлении Стратегического подхода. Сессии МКРХВ будут проводиться в 2009, 2012, 2015 и 2020 годах, пока на конференции не будет принято другого решения.
  • Между встречами МКРХВ выполнение СПМРХВ будет опираться на гласные методы работы, охватывающие самые различные заинтересованные группы и широкий круг секторов. Региональные встречи СПМРХВ будут содействовать мероприятиям по осуществлению Стратегического подхода, подготовке последующих четырех совещаний МКРХВ и обмену региональным опытом и информацией. На этих встречах будет проводиться обзор прогресса осуществления СПМРХВ в регионах; всем заинтересованным группам на региональном уровне будут предоставляться руководящие указания для осуществления СПМРХВ; и создаваться возможности для проведения обсуждений и обмена информацией по вопросам технического и стратегического характер. Выполнение СПМРХВ в значительной степени будет зависеть от активности соответствующих межгосударственных организаций, особенно от семи организаций-членов и двух организаций-обозревателей, участвующих в Межорганизационной программе по рациональному регулированию химических веществ (МПРХВ). Членами МПРХ являются: Организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО); Международная организация труда (МОТ); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП); Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); обучающий и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР); и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Двумя организациями-наблюдателями являются: Программа развития ООН (ПРООН) и Всемирный банк.
  • Секретариат СПМРХВ, базирующийся в офисе ЮНЕП в Женеве, будет содействовать в проведении совещаний и межсессионной работы Конференции, включая региональные встречи СПМРХВ. Он будет работать при максимально возможном участии самых различных заинтересованных групп и распространять доклады и рекомендации Конференции. Он будет оказывать содействие в создании и обеспечении функционирования сети заинтересованных групп по осуществлению СПМРХВ на национальном, региональном и международном уровнях.

Глобальный план действий СПМРХВ

Глобальный план действий СПМРХВ (ГПД)  — это руководящий документ, в котором перечислены виды деятельности, которые должны рассматривать заинтересованные группы при осуществлении СПМРХВ. Это рабочий инструмент, который будет открыт для дальнейшего развития, чтобы рассматривать текущие и будущие потребности.

ГПД содержит матрицу, в которой перечислены 36 областей деятельности, относящиеся к выполнению СПМРХВ. Внутри каждой области работы ГПД определяет специфические предложенные виды деятельности вместе с перечнем исполнителей, целей, временных рамок, индикаторов прогресса и аспектов выполнения. В целом матрица ГПД включает 273 видов деятельности, предложенных для осуществления СПМРХВ.

Полный перечень 273 положений ГПД СПМРХВ не просто подытожить. Следующие виды деятельности, поддержанные ГПД СПМРХВ, могут быть интересны для некоторых НПО и организаций гражданского общества:

  • Поддерживать полное осуществление Международного кодекса ФАО относительно поведения по распространению и использованию пестицидов.
  • Основывать национальные решения по высоко токсичным пестицидам на оценке их истинной опасности и ожидаемого воздействия на локальном уровне.
  • Установить экологически обоснованные и интегрированные стратегии по регулированию переносчиков сельскохозяйственных и инфекционных заболеваний.
  • Поощрять промышленность добровольно снять с производства высокотоксичные пестициды, которые являются опасными и в большинстве случаев не могут безопасно использоваться.
  • Выявить загрязненные территории и горячие точки, разработать и осуществить план по рекультивации загрязненных территорий с целью уменьшить риск для здоровья людей и окружающей среды
  • Способствовать выявлению и размещению запасов устаревших пестицидов и других химикатов (особенно ПХБ).
  • Приоритезировать для проведения оценки и изучения химических веществ, которые причиняют необоснованный или же неуправляемый риск здоровью людей и окружающей среде.
  • Способствовать снижению риска здоровью людей и окружающей среде от свинца, ртути и кадмия, рассматривая весь спектр возможностей для действий по ртути, включая возможность юридически обязательного инструмента, партнерств и других действий.
  • Установить и осуществить национальные планы по минимизации  и размещению отходов.
  • Способствовать разработке программ Международной организации труда по безопасности на рабочем месте на национальном уровне и ратификации и осуществлению конвенций МОТ 170, 174 и 184.[4]
  • Установить право работников отказаться работать в опасной окружающей среде, если им не предоставляется адекватная и правильная информация об опасных химикатов, воздействию которых они подвергаются на своем рабочем месте, и о соответствующих способах самозащиты.
  • Продвигать образование и тренинги по химической безопасности для детей.
  • Учредить требуемую основу для  создания регистров выброса и переноса загрязнителей (РВПЗ).
  • Создать потенциал НПО, гражданского общества и сообществ в развивающихся странах с тем, чтобы способствовать их ответственному и активному участию.
  • Укреплять политику, законодательство и подзаконные акты, содействовать их соблюдению и исполнению.
  • включать представителей гражданского общества в государственные комитеты, формулирующие, выполняющие и осуществляющие мониторинг выполнения планов СПМРХВ
  • Осуществлять программы создания потенциала по минимизации отходов и увеличению эффективности использования ресурсов, включая управление безотходными ресурсами, предотвращение образования отходов, замещение и сокращение использования токсичных веществ, с целью снижения объемов и токсичности вышедших из употребления материалов.

Связь СПМРХВ и международных химических соглашений

Химические соглашения, регулирующие обращение со стойкими органическими загрязнителями, легли в основу СПМРХВ. Специальные раздел Плана посвящен вопросам ратификации и осуществлению всех соответствующих международно-правовых документов по вопросам химических веществ и опасных отходов, поощрение и совершенствование партнерских связей и координации, например, в рамках Стокгольмской конвенции, Роттердамской конвенции, Базельской конвенции. Предлагается разработка экспериментальных проектов, направленных на обеспечение согласованности усилий национальных координационных центров, действующих в рамках многосторонних природоохранных соглашений по химическим веществам (Роттердамская, Стокгольмская и Базельская конвенции), в интересах обеспечения взаимодополняемости в ходе их осуществления.

Отдельные разделы Глобального плана действий СПМРХВ посвящены мероприятиям, направленным на решение комплексных проблем, связанных со стойкими, способными к бионакоплению и токсичными веществами (СБТ);  весьма стойкими и способными к бионакоплению в очень больших количествах химическими веществами;  веществами, обладающим канцерогенными или мутагенными свойствами, или веществами, оказывающими пагубное воздействие в частности на репродуктивную, эндокринную, иммунную или нервную системы;  стойкими органическии загрязнителями (СОЗ). Предлагаются конкретные действия по выявлению и удалению просроченных запасов пестицидов и других химических веществ (особенно ПХД), прежде всего в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Новые возникающие вопросы политики СПМРХВ

Существенным достижением СПМРХВ стала возможность включять новые возникающие вопросы политики под юрисдикцию СПМРХВ. В 2012 году, во время третьей сессии Международной конференции по регулированию химических веществ, таким вопросом стали химические вещества, нарушающие работу эндокринной системы (EDCs). Участники МКРХВ приняли соответствующую Резолюцию III/2 по EDCs, согласно которой делегаты согласились с необходимостью выполнять совместные действия по EDCs, повышать информированность политиков и других заинтересованных групп и разработать план дальнейшем работы по решению проблем, связанных с EDCs.

На прошедших осенью 2013 года региональных совещаниях по СПМРХВ в странах Латинской Америке, Африки и Центральной и Восточной Европы были представлены проекты Резолюций по EDCs, в которых, участники совещаний предлагают выполнить конкретную работу по решению проблем, связанных с EDCs :

1.       Предлагаем ЮНЕП и ВОЗ подготовить доклад по EDCs с региональными данными, посвященный ситуации и потребностям развивающихся стран и страх с переходной экономикой, включающий следующие элементы, в зависимости от доступных ресурсов:

  1. Определение приоритетных EDCs и источников экспозиции для стран, включая, в частности, продукты, продовольствие и воду, отходы и пестициды;
  2. Обзор данных биомониторинга и другой доступной информации по текущим уровням экспозиции по EDCs и по информационным пробелам;
  3. Доступные источники информации по веществам, обладающим свойствами воздействия на эндокринную систему и по проблемам, с которыми сталкиваются все заинтересованные стороны в связи с доступом к имеющимся данным и  в связи с их использованием;
  4. Действующее законодательство и политические меры правительственных структур и организаций, занимающихся финансированием для целей развития, а также пробелы в мерах по защите здоровья человека и окружающей среды от EDCs, особенно что касается работников, женщин и детей;
  5. Потребности заинтересованных сторон в информации относительно EDCs в продуктах в течение всего их жизненного цикла, включая исследования, которые выполнялись   проектом по химическим веществам в продуктах в рамках Стратегического подхода;
  6. Примеры образцов лучшей практики сокращения применения EDCs, включая замещение более безопасными веществами,  применение нехимических альтернатив и мер по управлению риском, если таковые имеются; и
  7. Потребности в укреплении потенциала для сокращения рисков от EDCs.

2.       Поддерживают формирование рабочей группы широкого круга заинтересованных сторон с представительством всех регионов ООН по подготовке указанного доклада для его рассмотрения на 4-й сессии Международной конференции по регулированию химических веществ.

3.       Рекомендуют проведение серии активных мер для повышения уровня информированности о ВПЭС, указанных в резолюции III/2 F МКРХВ 3, в регионе ЦВЕ и на региональных языках, включающих следующие элементы, в зависимости от доступных ресурсов:

  1. Распространение существующих списков EDCs, включая пестициды и вещества, обладающие свойствами воздействия на эндокринную систему, которые включены в перечни Роттердамской и Стокгольмской конвенции;
  2. Информация о видах применения и о воздействии EDCs на здоровье человека, и, в случае доступности, примеры соответствующих списков более безопасных альтернатив для этих видов применения, в том числе и нехимических альтернатив;
  3. Информация о загрязнении окружающей среды и о содержании EDCs в организме человека;
  4. Инструментарий с ресурсами и руководящими указаниями для национальной оценки производства, импорта и экспорта, применения и удаления EDCs, включая обязанности частного сектора и с уделением особого внимания стадиям применения и удаления; и
  5. Сбор указанной выше и другой релевантной информации по EDCs в онлайновом информационном банке данных.

4.       Рекомендуют , чтобы ситуационные исследования, указанные в резолюции III/2 F  МКРХВ 3, включали пять тематических направлений: пестициды и четыре основных тематических направления проекта по химическим веществам в продуктах (текстиль, продукты для детей, строительные продукты, электрическая и электронная продукция) и чтобы эти ситуационные исследования были готовы для рассмотрения на четвертой сессии Международной конференции по регулированию химических веществ и включали следующие элементы, в зависимости от доступных ресурсов:

  1. Определение актуальных EDCs для каждого тематического направления и воздействий на здоровье, связанных с этими EDCs;
  2. Экспозиция женщин и детей по EDCs для каждого тематического направления;
  3. Пробелы в действующем законодательстве, политике, руководящих указаниях и в практике, которые препятствуют адекватному регулированию EDCs и сокращению экспозиции по EDCs; и
  4. Образцы лучшей практики замещения EDCs и оценка потребностей в замещении и регулировании.

5.       Предлагают всем заинтересованным сторонам предоставить все доступные данные — с использованием информационного банка данных Стратегического подхода — по воздействию на эндокринную систему для всех коммерчески используемых веществ, включая смеси веществ, и открыть доступ к этим данным для заинтересованных сторон в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, с соблюдением при этом требований к конфиденциальности коммерческой информации.

6.       Предлагают правительствам, обладающим соответствующими возможностями, выделить финансовые ресурсы для деятельности по EDCs.


[1] Текст основных документов СПМРХВ и полный отчет о встрече на шести языках ООН размещены по адреу: http://www.chem.unep.ch/saicm/SAICM%20texts/SAICM%20documents.htm

[2] Эти организации включают, кроме ЮНЕП и ВОЗ: Международную организацию труда (МОТ), Организацию ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО), Программу развития ООН (ПРООН), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР); Всемирный Банк; Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);  и др.

[3] Так как представители межправительственных организаций, участвующих в СПМРХВ, не имеют права одобрять СПМРХВ от имени своих организаций, следуя МКРХВ, они передают ее решения правительствам для рассмотрения и получают поддержку своих организаций для выполнения СПМРХВ.

[4] The ILO SafeWork Program addresses safety and health at work and the environment and can be found in French, English and Spanish at: http://www.ilo.org/public/english/protection/safework/intro/
ILO 170 concerns safety in the use of chemicals at work and can be found at: http://www.ilo.org/public/english/protection/safework/cis/products/safetytm/c170.htm
ILO 174 concerns the Prevention of Major Industrial Accidents Convention and can be found at: http://www.ilo.org/public/english/region/asro/beijing/download/speech/ct_28apr06.pdf
ILO 184 concerns safety and health in agriculture and can be found at: http://www.ilo.org/public/english/standards/relm/ilc/ilc89/pdf/c184.pdf