Базельская конвенция о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением

Повышение экологического сознания и ужесточение экологических норм в промышленно развитых странах в 1970-х и 1980-х годах привели к росту общественного протеста к размещению опасных отходов. Это, в свою очередь, побудило некоторых представителей промышленности искать дешевые варианты удаления опасных отходов за пределами своих стран. Отходы вывозились в Восточную Европу и другие развивающиеся страны, где меры по размещению отходов были менее строгими, а общественное мнение мало влияло на принятие экологических решений. Именно на этом фоне в конце 1980 года была заключена    Базельская конвенция. Конвенция вступила в силу в 1992 году.

Базельская конвенция — международное соглашение по контролю над межгосударственным перемещением опасных отходов и по предотвращению перевозки опасных отходов для их удаления в странах, которые не имеют соответствующих предприятий по безопасной переработке отходов. Недавно принят ряд поправок к Конвенции, согласно которым под запрет на ввоз опасных отходов попадают отходы, содержащие мышьяк, ртуть, свинец, асбест и другие вещества. На десятой Конференции Сторон конвенции в 2011 году принята так называемая Запретительная поправка, по которой запрещается перевозка опасных отходов из стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в страны, не являющиеся членами ОЭСР.

Согласно Базельской конвенции, производство опасных отходов и их межгосударственное перемещение должны быть минимальны. Перемещение опасных отходов требует специального разрешения и подчиняется законам страны-получателя. Межгосударственное перемещение опасных отходов должно проводиться в соответствии с правилами по охране окружающей среды при уверенности, что страна-получатель способна провести безопасную переработку этих отходов. Все другие перемещения опасных отходов считаются незаконными.

Главная задача Базельской конвенции — защита здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий воздействия опасных отходов на окружающую среду и здоровье людей. Область применения конвенции охватывает широкий спектр отходов, определяемых как «опасные» в зависимости от их происхождения и состава, а также бытовые отходы и золу, образующуюся при их    сжигании.

Положения Конвенции  основываются на следующих основных целях:

  • сокращение образования опасных отходов и содействие экологически обоснованному регулированию опасных отходов на месте захоронения;
  • ограничение трансграничной перевозки опасных отходов за исключением случаев, когда она рассматривается в соответствии с принципами экологически обоснованного регулирования и
  • создание системы регулирования для применения в случаях допустимых трансграничных перемещений отходов.

Первая задача решается путем исполнения ряда общих положений, требующих от государств соблюдать фундаментальные принципы экологически безопасного обращения с отходами (статья 4). Разработаны конкретные запреты, направленные на достижение второй цели, а именно, опасные отходы не могут быть экспортированы в Антарктиду, в государство, не являющееся стороной Базельской конвенции, или если сторона запретила ввоз опасных отходов (статья 4). Стороны, однако, могут заключать двусторонние или многосторонние соглашения по обращению с опасными отходами с другими партиями или странами, не являющимися сторонами конвенции, при условии, что такие соглашения являются «не менее экологически безопасными», чем Базельская конвенция (статья 11). Во всех случаях, трансграничное перемещение отходов не запрещено, только если оно происходит в соответствии с принятым экологически обоснованным решением, если на лицо принципы экологически обоснованного регулирования и нет дискриминации, а также, если перемещение отходов осуществляется в соответствии с нормативными положениями конвенции.

Система регулирования является краеугольным камнем Базельской конвенции. Основываясь на принципе предварительного обоснованного согласия, она требует, чтобы, прежде чем начать экспорт, государство-экспортер обязано предоставлять государству-импортеру и трансграничным государствам подробную информацию о предполагаемом перемещении отходов. Перемещение может происходить только в том случае, если все заинтересованные государства дали свое письменное согласие (статьи 6 и 7).

Базельская конвенция также предусматривает сотрудничество между сторонами, начиная с обмена информацией по вопросам, связанным с осуществлением Конвенции, и оказания технической помощи, особенно в развивающихся странах (статьи 10 и 13). Секретариат должен способствовать и содействовать этому сотрудничеству, выступая в качестве посредника (статья 16). В случае, если трансграничная перевозка опасных отходов была проведена незаконно, то есть с нарушением положений статей 6 и 7, или не может быть завершена, как это предусмотрено Конвенцией, на государства-участников данной акции налагается обязанность обеспечивать безопасное удаление отходов, либо возвращение в государство-экспортер (статьи 8 и 9).

Конвенция также предусматривает создание региональных и субрегиональных центров подготовки кадров и передачи технологий в отношении регулирования опасных отходов и других отходов и сведения к минимуму их производства для удовлетворения конкретных потребностей различных регионов и субрегионов (статья 14).

Одиннадцатая Конференция сторон Базельской конвенции прошла в Женеве с 3 по 6 мая 2013 года. Сторонам Конвенции обсуждали технические руководящие принципы трансграничной перевозки электронных и электротехнических отходов (э-отходов), поделились опытом использования технических руководящих принципов для экологически обоснованного регулирования использованных шин, отходов, состоящих из элементарной ртути, и отходов, содержащих ртуть или загрязненных ею, совместной переработки опасных отходов в цементных печах, а также обсудили осуществление программы работы по разработке, обзору и обновлению руководящих принципов экологически обоснованного регулирования отходов, состоящих из стойких органических загрязнителей.

Участники Конференции рассмотрели предложения Комитета по управлению механизмом содействия по осуществлению и соблюдению Базельской конвенции по предотвращению и пресечению незаконного оборота, классификации и обнародовании информации о характере соблюдения Сторонами своих обязательств по ежегодной отчетности.

На конференции также была дана оценка эффективности работы и устойчивости региональных координационных центров Базельской конвенции, а также проекты рабочих программ, бюджета и другие вопросы.

Подробная информация об одиннадцатой Конференции сторон Базельской конвенции размещена на сайте: http://www.basel.int

Связь Базельской и Стокгольмской конвенций

 В статье 6 Стокгольмской конвенции конкретно рассматриваются связи между Стокгольмской конвенцией и секретариатом Базельской конвенции (пункт 2).  При этом в статье 5 Стокгольмской конвенции предусмотрены положения, регулирующие полихлорированные дибензо-п-диоксины и полихлорированные дибензофураны (наряду с ПХД и ГХБ в качестве непреднамеренно образующихся СОЗ). Статья 6 охватывает все запасы СОЗ, отходы или продукты, состоящие из СОЗ или содержащие СОЗ, которые могут стать отходами, а в соответствии со статьей 5 предусматривается разработка плана действий для идентификации и количественной оценки источников диоксинов и фуранов (а также ПХД и ГХБ) и в целях неуклонного сокращения их выбросов на основе применения наилучших имеющихся методов (НИМ) и наилучших видов природоохранной деятельности (НПД).

Кроме того, Отдел ЮНЕП по химическим веществам осуществляет динамичную программу по созданию потенциала в интересах оказания странам содействия в выполнении предусмотренных в Стокгольмской конвенции обязательств в отношении диоксинов и фуранов.  В качестве двух основных итогов этой работы можно отметить подготовку доклада — «Кадастры диоксинов и фуранов — национальные и региональные выбросы ПХДД/ПХДФ» (1999 год) — и «Унифицированного набор инструментальных средств для идентификации и количественной оценки выбросов диоксинов и фуранов» (Набор инструментальных средств).  В рамках других мероприятий, реализованных совместно с секретариатом Базельской конвенции, были проведены региональные и субрегиональные рабочие совещания для повышения информированности и подготовки кадров по вопросам идентификации источников диоксинов и фуранов и разработки кадастров выбросов, а также были организованы региональные рабочие совещания по НИМ и НПД.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

Что касается вопросов регулирования диоксинов и фуранов, секретариат Базельской конвенции и временный секретариат Стокгольмской конвенции уже сотрудничают в таких областях, как:

  •  осуществление мероприятий по созданию потенциала, включая совместное участие в учебных семинарах-практикумах, посвященных вопросам СОЗ, ПХД, диоксинов и фуранов;
  • реализация проекта с целью подготовки кадастра диоксинов/фуранов и проведения отбора образцов и анализа ПХДД/ПХДФ в характерных источниках;
  • подготовка руководства по технологиям уничтожения СОЗ и отходов, являющихся СОЗ, которые предназначены для предотвращения или максимального сокращения образования и выбросов диоксинов и фуранов;
  • осуществление совместных проектов и мероприятий по созданию потенциала, включая совместное участие в учебных семинарах-практикумах и мероприятиях по повышению информированности и осведомленности общественности.

В интересах обеспечения максимальной эффективности и с учетом текущей международной деятельности в области диоксинов и фуранов необходимо обеспечить интеграцию любой работы, проводимой в рамках Базельской конвенции, и той работы, которая запланирована или осуществляется в контексте Стокгольмской конвенции, Отдела ЮНЕП по химическим веществам и в рамках других соответствующих форумов.

Сотрудничество между Базельской конвенцией и Стокгольмской конвенцией укрепляется в областях, представляющих взаимный интерес, в том числе, в частности, по таким направлениям, как:

  • Стратегический подход ЮНЕП к международному регулированию химических веществ, который был одобрен на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в сентябре 2002 года;
  • элементы взаимосвязи между работой по диоксинам и фуранам и исследованиями по изучению опасных свойств (приложение III к Базельской конвенции), научными исследованиями по изучению вопросов, касающихся отходов ПВХ и кабелей в ПВХ-оболочке, и принятыми техническими руководящими принципами экологически обоснованного регулирования биомедицинских и медицинских отходов.